И так подборка типичных штампов фэнтези
Штампы можно условно поделить на сюжетные, «персонажные» и связанные с устройством мира.
Сюжетные штампы.
1. Мегаартефакт и пророчество.
Вот мы раскрываем книгу и попадаем в какой-то, любой фэнтези-мир. И тут же выясняем, что мир находится под властью Черного Властелина (эта фигура сама по себе штамп) и спасти всех может только Супер-Пупер-Мегаартефакт, о котором еще говорилось в том пророчестве отошедшего от дел волшебника, который умер триста лет назад. Артефакт надо либо уничтожить (знакомая песенка, а?), либо найти и использовать против Властелина.
2. Туда и обратно.
Этот штамп бывает двух видов. Вид первый: нашего героя посылают. Высшие силы/король/самый главный маг/мама для того, чтобы найти смысл жизни/убить дракона-спасти принцессу/найти Супер-Пупер-Мегаартефакт (см.п.1)/отнести пирожки бабушке. Вид второй: герой посылается сам. Дабы найти сакральный смысл бытия/носки/подходящую банку для засолки огурцов/Супер-Пупер-Мегаартефакт… Причина появления сего штампа одна – автор придумал ну очень крутой мир и хочет всем его показать. А как это сделать проще всего? Правильно, нужно заставить героя совершить путешествие… см.п.1 Или он может отправиться за похищенной/ым возлюбленной/ым, либо он просто путешественник и вор/бард/скрывается от ментов (эти типажи будут подробно рассмотрены в персонажных штампах).
3. Очаровательный пушной зверь.
Миру должен наступить/уже наступил БОЛЬШОЙ БА-ДА-БУМ. И спасти его может только… см.п.1. Или спасать уже нечего и необходимо выжить… и построить новое общество…
4. Все было не так!
А тут мы подходим ко всяческим историческим «фэнтезЯм». Т. е. берется какое-то крупное историческое событие и… добавляется чутка магии… храбрый герой с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками… и УСЁ событие выворачивается наизнанку. Пастухи оказываются королями, миледи – вовсе не миледи, а скорее даже, сэр. Хе, белые на самом деле были красными, а красные – вообще вампирами!
5. Ты мне снишься, да? Ну, снись, снись.
В мире происходят невероятные дела! Все просто потрясающе, восхитительно и вообще круто! Мы с нетерпением следим за действиями персонажей, подбадриваем их, сочувствуем, негодуем на врагов. С трепетом открываем последнюю страницу… и видим фразу вроде: «И она проснулась в холодном поту».
6. А говорил я Канту…
Тоже одна из разновидностей исторического фэнтези. Герой ВНЕЗАПНО меняется телом с… Наполеоном! Или еще кем-нибудь столь же значимым. И пошла чехарда, губерния пляшет, играючи выигрываются битвы… Как вариант, герой может попасть в соответствующую историческую эпоху и давать советы САМОМУ. Ага, сам при этом обычно имеет историческое, военное, литературное или еще какое-нибудь профильное образование.
7. Мстя моя будет страшна!
Сей штамп характерен не только для фэнтези литературы, и заключается в том, что героя однажды ОЧЕНЬ сильно обижают плохие дяди, убивают его возлюбленную/семью/род/деревню/любимую собачку, а его самого оставляют в живых (лично я всегда удивлялась – ЗАЧЕМ??? Неужели так сложно его убить к чертям собачьим?!). Тут-то и начинается ОНО. Герой мстит.
8. Борьба бобра с ослом.
Есть герой добрый, наивный, милый, восторженный, белый-белый, горя… пушистый-пушистый. А есть герой злой, жестокий, мерзкий, и обязательно глупый, он убивает десяток младенцев еще до завтрака, закусывает их родителями, вследствие чего изо рта у него пахнет отнюдь не розами… И вот светлый герой, олицетворяя собой добро, чаще всего еще и бывая Избранным (об этом в персонажных штампах), вызывает темного на бой. Или собирает армию.
9. У, параллельные, ну, как вы достали меня!
Параллельные миры. Точка. Заглавный буква. Никакие комментарии не способны выразить то чувство, что возникает при чтении очередного творения, где герой по сюжету проваливается в яму/открывает шкаф, а там!/напивается в трактире и знакомится с чуваком, который может отправить его в Ялту одним пинком…
Персонажные штампы.
С персонажами намного труднее, чем с сюжетом. А почему? Да потому, что хороший персонаж - тот персонаж, который нам с Вами, дорогой читатель, нравится, а, следовательно, неизбежно в чем-то похожий на нас. Аксиома психологии – наиболее приятно человеку, когда говорят о нем, называют ЕГО имя. Вот и герой всех этих ваших «фэнтезей» тоже должен быть мил и понятен читателю. И все же есть некие весьма заезженные образы, использование которых не украсит Вас, как автора, в глазах читателя, о них я и расскажу.
1. Хозяин трактира.
Трактир, вообще, особое место, особое заведение в любом фэнтези мире. Куда бы не закинула жестокая судьбинушка героя, трактир должОн быть. Да-с, и обязательно с хозяином, который лично стоит за стойкой и почему-то постоянно протирает стаканы… Когда бы к нему ни заглянули герои – он протирает стаканы. В крайнем случае, стойку. Личность меланхоличная, привычная к дракам и разбоям, жадноватая и склонная к мошенничеству.
2. Вор.
О, сия личность особенно примечательна! Если это мужчина, то он непременно прекрасен, как бог, умен, хитер, изворотлив, может своровать/уже своровал Супер-Пупер-Мегаартефакт… впрочем, если это женщина (а вот это, надо сказать, встречается несколько реже), то см. выше. Чрезвычайно харизматичные личности, обаяшки и вообще, пуськи. Ах, да, за ними обычно охотится целое королевство. И не могут поймать. Или ловят, но в последний момент Вор успевает сбежать/обхитрить стражу/изображает из себя мертвого…
3. Путешественник/бард/бродяга/странствующий маг.
Гражданин глубоко романтичный, непонятый миром, отверженный и неприкаянный. Иногда его обуревает сильное чуЙство справедливости, которое он стремится постоянно удовлетворять. Это бородатый странник, следующий за ветрами и необузданными порывами своей души. Если сей чувак не эльф, не варвар, не мститель, не сирота, у которого плохие дяди поубивали всю семью/род/деревню/любимую собачку, если у него нет волшебной/говорящей/какой-нибудь зверушки, которую он считает своим единственным другом, то штампом не является.
4. Самый Главный Маг.
Именно заглавными буквами, а если в тексте не заглавными, то чувства и мысли сего персонажа живо исправят эту несправедливость. Ну, что тут сказать… сверхмогучий, сотрясающий небо и землю, академик какой-нибудь МегаАкадемии волшебства, колдунства, чародейства и магии, Адепт сильнейшего ордена… и т.д., и т.п. Бывают как на стороне бобра, так и с ослами охотно якшаются. С ослами даже охотнее. Наиболее распространенный вид – бородатый плащеносец, ареал обитания весьма обширен, основная функция – раздача советов и интеллектуальных пиздюлей незадачливым героям.
5. Избранный.
Падите ниц! ОН идет! Этими двумя короткими фразами все сказано. В мире, где водится сие творение демиурга, обычно существует некое САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРОРОЧЕСТВО, которое гласит о приходе Избранного/ой и о том, что будет он/она прекрасен/на, как Луна и Солнце, вместе взятые, и будет силой владеть невероятной, и очень густой шевелюрой
6. Влюбленный вампир.
О боги Асгарда, за что прогневил вас так автор этой статьи?! Только не ВАМПИРЫ! И, ради ясных глаз Локи, только не ВЛЮБЛЕННЫЕ! У меня к авторам, пишущим подобное, только один вопрос – а вы способны полюбить свой бутерброд? Ну, вот представим, что бутерброд имеет разум… м-да… что-то я куда-то не туда заехала… хотя… тема, конечно – разумные бутерброды…
7. Добрый/влюбленный демон.
См.п.6. Ну, это уже положительно не смешно! Ладно, влюбленный… предположим… ТОЛЬКО ПРЕДПОЛОЖИМ, демоны не питаются людьми (хотя многие с бАаальшим удовольствием это сделают). Но вот доброта… откуда, черт возьми?! Обоснуй имеется? Ну, если имеется, и достаточно веский и пушистый, то штампом не является.
8. Черный Властелин.
А вот этот чувак, в отличие от предыдущего, наоборот вообще не испытывает никаких светлых чувств. По определению не может. Нет, вы не поняли, ВООБЩЕ никаких светлых чувств. Ему незнакомы сострадание, жалость, нежность, любовь и, тем более, УПАСИ БОЖЕ, доброта. Это же ЧЕРНЫЙ Властелин, ребята. Какие еще чуЙства? Я вас умоляю. На самом деле, фэнтези уже отходит от совсем сказочных канонов и давно впускает в себя чуть больше реалистичности. Т.е. зло не может быть абсолютным. У любого, даже самого ЧЕРНОГО, негодяя найдутся оправдания. Так что, граждане читатели и авторы, СОВСЕМ черные, без единого пятнышка, властелины уже неактуальны…
Штампы, связанные с мироустройством.
Вот мы и перешли к ключевому элементу любой фэнтези истории. Забудьте все, что до этого прочитали в статье! Сюжет МОЖЕТ быть штампом, но при наличии интересного, оригинального, грамотно описанного (о ляпах мы поговорим во второй части) мира это МОЖНО простить. Даже злосчастного хозяина трактира можно простить автору, был бы, как говорится, мир хороший! Но нет… авторы упорно тянутся к…
1. Усредненное европейское средневековье.
Граждане авторы! Хочу сделать официальное заявление! В человеческой истории было МНОГО интересных периодов, которые можно было б использовать как основу для создания мира. Вот, эпоха Возрождения, например, времена до нашей эры… А еще, обрадую вас, авторы, много разных народов проживало на земле, не только европейцы (а в частности, англичане и французы), арабы и славяне!
2. Сказка в городской черте.
Вампиры, оборотни, маги, прочая нечисть… живет прямо у нас под носом. Вот, просто по улице пройти нельзя – уткнешься в какого-нибудь вампира! Или, того хуже, демона. Честно, изнанка мироздания, управляемая некими магическими силами – это здорово, это классно, но… но мало кто может достаточно весомо и грамотно это обосновать… И на выходе мы имеем непонятные истории о НИХ, которые СРЕДИ нас, но никто, почему-то не видит… Или видит, и он – Избранный!
3. Аз есмь… царь!
Мир, управляемый магами… часто какой-то своей частью подпадает под первый пункт… Ну, что вам сказать… власть в сем мире существует как-то автономно от населения… Все, что могут придумать маги-цари, это собирать налоги… Либо, наоборот, бросаемся в другую крайность – маги управляют всем и вся, без их ведома нельзя жениться/убиться/чихнуть/поковырять в носу.
4. А это что, и стеночку магазина можно так? («Иван Васильевич меняет профессию»)
Шел герой, шел по лесу, грибы собирал… али от ментов убегал, а тут… БАЦ! ТРАХ! БУМ! Упал в яму, очнулся… в другом измерении. В аду. Ад и рай – это отдельная и очень страшная тема всех фэнтези миров. Не только тех, которые пишут непосредственно о них, но и тех, в которых просто присутствует официальная религия, похожая по догматам на христианство. Тут, надо сказать, люди-авторы мыслят просто МЕГАшаблонно. Лучше не трогайте эти места не столь отдаленные вообще… оставьте это Данте. Этот пункт также относится к любым измерениям/параллельным мирам. Я, вот скажу честно и откровенно, еще нигде не видала описания чужого измерения, которое было бы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО чуждо человеческому и этим интересно.
Ляпы, или Автор, учи матчасть !
Есть такой замечательный анекдот: «Курсант военного училища сдает экзамен. Преподаватель, подполковник, задает ему вопрос: «Какой скобой крепится кабель? (на какой-то там детали танкера, точно не помню)» На что курсант отвечает: «Металлической». Подполковник: «А вот и неправильно! Если бы вы прочитали учебник, а конкретно такой-то параграф про крепление, то вы бы знали, что кабель крепится ВЫШЕУПОМЯНУТОЙ СКОБОЙ». Авторы фэнтези, как бы сие не было прискорбно, этого анекдота, наверное, не знают… Иначе чем и как можно объяснить нежелание элементарно разобраться в предмете, о котором собираешься писать? Почему-то считается, что фэнтези – это несерьезно, это сказка, и реалистичность или, хотя бы, логика там не нужна. А между тем опыт показывает, что по-настоящему интересными книги становятся тогда, когда читатель может полностью окунуться в незнакомый, новый мир.
1. Прикладная география/история/экономика .
Итак, берем учебник географии/истории/экономики, не принципиально, за какой класс, лучше даже университетский. И учим! Как образуется тот или иной климат, почему соленое озеро – это большая редкость, в каких районах чаще всего случаются землетрясения… Затем законы наследования престола, образования государства, основы работы Тайного Совета и зависимость государственных дел от религии… Дальше – конвертация валют, чеканка и печать денег, законы оборота капитала
2. Оружие и доспехи.
Авторы, умоляю, посмотрите хотя бы на картинку того, что вы собираетесь описывать! Хоть одну-разъединственную статейку про стали и их легирование почитайте, прежде чем вешать мечи героям на спины! Кстати о самом любимом авторами способе ношения меча – он работает, т.е. удобен соблюдении нескольких условий: легкость и минимальная длина. Ну-ка, возьмите какую-нибудь палку длиной в метр и десяток сэмэ, прикрепите ее себе за спину и попробуйте очень, ОЧЕНЬ быстро вытащить. Упс! Забыла предупредить, вас при этом еще кто-нибудь должен пытаться убить. Лично я бы сделала это в тот момент, когда вы заносите руку за рукоятью меча… Ага.
3. Деньги .
Тут все просто. Хорошенько подумайте, правильно ли нагружать героя килограммами тяжелых золотых и серебряных монет? Стоит учитывать, что золото и серебро были, несколько более редко встречающимися металлами, чем медь. К тому же, чистые металлы для чеканки монет не приспособлены – только смесь, т.к. золото слишком мягкое, а серебро – тяжелое.
4. Путешествия .
А не так уж и просто было войти в другой город или - уф! – другую страну. Конечно, визу заказывать было не надо, но элементарно заплатить пошлину – обязательно.
5. Магия .
Вы, конечно, удивитесь, но за любое магические действие тоже нужно платить! Парочка книг по эзотерике вам тоже пригодится. Даже если маг - вот дурак! – работает бесплатно, ему за свою работу все равно придется что-нибудь отдать. Только не вам. И не тому, кто, собственно, действие заказывает. Высшим силам. И уж они-то возьмут… От них, как от налоговой инспекции, не укроешься, потому что долги с мага снимут в таких размерах, что он может и жизнь потерять и всем своим потомкам эту самую жизнь попортить. Изрядно.
Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников.
«Стандартным набором» считаются:
Эльфы (англ. Elves) — гуманоидная древняя раса, похожая на людей; как правило утончённые, ловкие, с острыми ушами, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в т. ч. бессмертные).
Гномы (англ. Dwarves) — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, умелые кузнецы и инженеры.
Орки (англ. Orcs) или гоблины (англ. Goblins) — обезьяноподобные воинственные варвары с зелёной или тёмной кожей. Придуманы Толкином как антагонисты эльфов.
Полурослики (англ. Halflings) (под различными названиями) — производные от хоббитов Толкина. Маленькие ловкие существа ростом до пояса человеку, меткие стрелки из лука и пращники.
Тролли (англ. Trolls) или огры (англ. Ogres) — горные великаны и/или людоеды, обладающие гигантской силой, но весьма невысоким интеллектом.
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской или — в «славянской фэнтези» — славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. Некоторые писатели используют похожие на другие фэнтезийные расы существа под другими именами и с некоторыми отличиями.